Доклад к августовскому совещанию "Методическое сопровождение педагогов ДОУ согласно ФГОС в дошкольном образовании

14.11.2016 09:36

Методическое сопровождение педагогов
ДОУ согласно ФГОС в дошкольном образовании




С вступлением в силу ФЗ от
29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное
образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования.
В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую
актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (далее - ФГОС) представляет собой совокупность обязательных
требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования стандарта
являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации
образовательной программы дошкольного образования.





 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 




   
Современное образование развивается в режиме инновационного поиска,
вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой
связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и
профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации
к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению
профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного
процесса в целом. 
   В связи с этим основная задача
дошкольных учреждений - создавать условия, при которых дети полноценно
развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на
следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Создание
условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного
развития, определенных ФГОС, отслеживание личностного прогресса обучающихся,
выявление проблем преемственности между дошкольным и начальным уровнями
образования являются важными задачами современной образовательной политики.
Ведущими критериями оценки педагогического процесса является готовность каждого
специалиста к созданию следующих условий:

·        
для становления личности ребёнка как
субъекта социальной жизни и создания педагогически целесообразной среды;

·        
для реализации целей
образовательного процесса;

·        
для соблюдения прав и обязанностей
ребёнка в социуме.

Необходимо оценивать также и
содержание деятельности воспитателей:

·        
социальному заказу государства к
данному типу учреждения;

·        
социальным ожиданиям субъектов
образовательного процесса (детей, родителей законных представителей,
педагогов);

·        
включённость других специалистов
учреждения в педагогическую работу.

Методической службе ДОУ необходимо
серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им
организовать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС.
Возможности и компетенции педагога - это одна из ключевых точек стандарта. В
документе прописаны различные компетенции, которые необходимы для того, чтобы
педагоги могли работать по этому стандарту. На основании этих компетенций
необходимо выстраивать систему подготовки педагогов.

Методическая работа - это основанная
на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная
система взаимосвязанных мер, нацеленная на повышение качества и эффективности
образовательного процесса через обеспечение профессионального роста
педагогических работников и развитие их творческого потенциала.

Методическая работа включает
следующие направления: методическое сопровождение (взаимодействие
сопровождаемого и сопровождающего в вопросах выявления, информационного поиска
и конструирования путей решения актуальных для педагогического работника
проблем профессиональной деятельности) и методическое обеспечение (совместный
поиск (создание), экспертиза и отбор, апробация и внедрение в практику более
эффективных моделей, методик, технологий развития воспитанников).

На наш взгляд, цель методической
работы в ДОО в условиях введения ФГОС ДО может быть сформулирована следующим
образом: повышение профессиональной компетенции педагогических работников для
реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального
развития каждого педагогического работника.

Методическое сопровождение - это
правильно организованные действия (процесс) по организации введения ФГОС в
образовательном учреждении. Это - процесс, направленный на разрешение
актуальных для педагогов проблем профессиональной деятельности: актуализация и
диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения
проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование и реализация
плана.

Методическая работа в ДОУ должна
содействовать развитию профессиональной компетентности конкретного педагога в
области содержания дошкольного образования, развитию его эрудиции, а также
необходимых для педагога - практика свойств и качеств личности. Рост
педагогического мастерства воспитателя и специалиста ДОУ - необходимый
показатель качества образовательного процесса. Образовательный процесс изменяет
в наибольшей мере самого педагога, если он оказывает положительное воздействие
на формирование и развитие личности каждого ребенка - дошкольника, обеспечивает
единство образования, воспитания и развития.

Отсюда следует, что субъектом
методической работы в современных условиях в первую очередь является сам
педагог, выступающий как самостоятельный творец своей профессиональной
деятельности. Особое значение, поэтому, приобретает формирование у педагогов
умения самостоятельно, проблемно подойти как к собственной деятельности, так и
к деятельности коллег, всего педагогического коллектива.

Оценка результативности
профессиональной деятельности педагогов проводится по следующим показателям:

·        
Чёткость в организации
профессиональной деятельности.

·        
Многообразие применения методов и
приёмов работы с детьми.

·        
Динамика педагогического
сопровождения индивидуального развития ребёнка в течение года.

·        
Эмоционально благоприятный
микроклимат в группе.

·        
Информационная обеспеченность
каждого направления работы.

·        
Популярность среди воспитанников,
родителей, коллег.

·        
Широта охвата проблем, решаемых за
счёт социальных связей с государственными и общественными структурами.

·        
Педагогическая целесообразность
методического обеспечения.

·        
Наличие публикаций, обобщение и представление
опыта на районном, федеральном и международном уровне.

Достижение нового качества
дошкольного образования и личности ребенка возможно, только при условии
повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников.
Исходя из этого, выделяем задачи методической службы на новом этапе.

·        
Моделирование основной
общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации согласно
ФГОС ДО.

·        
Создание развивающей образовательной
среды в ДОО, которая позволит реализовать достижения нового качества
образования.

·        
Формирование в ДОО коллектива
единомышленников: выработать педагогическое кредо, развить традиции, контроль и
анализ учебно-воспитательного процесса, выявить, обобщить и распространить
передовой педагогический опыт, приобщить воспитателей к экспериментальной
работе.

·        
Способствование развитию
профессиональных компетентностей воспитателей, направленных на использование
продуктивных педагогических технологий.

·        
Повышение педагогического мастерства
педагогов через привлечение их к участию в конкурсных проектах.

Методическую службу необходимо
создать на диагностико-прогностической основе через систему мониторинга,
направленной на отслеживание уровня профессиональной компетентности педагогов
ДОУ и качества образования, привлечение педагогов ДОО к участию в конкурсных
проектах, создание портфолио каждого педагога, разработка технологических карт
по обучающим программам.

Профессиональное развитие педагога
ДОУ - это длительный процесс, целью которого является формирование человека как
мастера своего дела, настоящего профессионала. Не секрет, что современному
педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в
условиях ДОУ.

Учебно-методическое сопровождение -
это одно из основных направлений, через которое проводится работа с
педагогическим коллективом. Оно должно соответствовать требованиям
предметно-развивающей среды и программам нового поколения (пособия, игрушки,
технические средства обучения и воспитания дошкольников), помогать воспитателю
в организации учебно-воспитательного процесса на современном уровне. Работа,
проводимая методической службой, позволяет педагогам быть в курсе
научно-методической информации и оперативно использовать новинки в практической
работе. Одна из эффективных и результативных форм методической работы, дающих
импульс творчеству педагогов - система поддержки профессионального роста
педагогов.

Методическое обеспечение педагогов -
это:

·        
необходимая информация,
учебно-методические комплексы, т. е. разнообразные методические средства,
оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной
педагогической деятельности;

·        
это процесс, направленный на
создание разнообразных видов методической продукции (программы, методические
разработки, дидактические пособия), включающий, помимо методического оснащения
такие компоненты, как: совместная продуктивная работа методиста и педагога
(коллектива);

·        
апробация и внедрение в практику
более эффективных моделей, методик, технологий;

·        
информирование, просвещение и
обучение кадров.

Данный процесс будет работать при
правильной организации работы методической службы ДОУ, которая представляет
собой целостную систему взаимосвязанных мер, нацеленных на обеспечение
профессионального роста воспитателяразвитие его творческого
потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности воспитательно-образовательного
процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости,
социализации и сохранение здоровья воспитанников.

В заключение необходимо отметить,
что результат, к которому мы стремимся, соответствует следующим параметрам:

1) осознанная готовность педагогов
ДОУ к реализации новых образовательных стандартов; 
2) субъектная позиция педагога в отношении внедрения ФГОС дошкольного
образования, 
3) повышение профессиональной компетентности педагогов; 
4) активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной
деятельности; 
5) самореализация педагога в профессиональной деятельности.