Инновационный потенциал

13.02.2015 12:20

Цель инновационной деятельности в ДОУ - улучшение
способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких

результатов образования. Новые образовательные программы призваны обеспечить вариативность
воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность
ребенка и запросы его семьи. (Созданы новые типы, виды и  профили ДОУ, инновационные преобразования
приобретают системный характер.)

    Внедрение инноваций в работу ДОУ, требует изменений и обновлений в организации
методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность,
в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие  педагогов и администрации.

    Задача
руководителя дошкольного учреждения
- создание мотивационных

условий
вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств
участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической
готовности к новым видам деятельности, к дополнительной

педагогической
нагрузке.

Некоторые организационные моменты:

ü Создание
структурных подразделений- творческих групп педагогов по

проблемам.

ü Использование
активных форм методической работы с педагогическим

коллективом
(семинары-практикумы, деловые игры, педагогические гостиные,

моделирование и
анализ проблемных ситуаций).

ü Разработка
программ профессионального роста педагогов с учетом

индивидуально-дифференцированного
подхода к каждому воспитателю для

повышение
профессиональной и методической компетентности.

Информационно-методическое сопровождение
инновационной деятельности ДОУ:

ü Создание базы
данных по передовому педагогическому опыту, касающегося темы нововведения и
приоритетного направления ДОУ.

ü Обеспечение
педагогов, работающих над внедрением новых программ и технологий,
дифференцированным справочно-информационным материалом

ü Создание
видеотеки методических материалов, открытых занятий, выставок по темам проектов
и т.д.

Основными формами работы с детьми и родителями
являются
:

ü игровые сеансы
(индивидуальные и групповые);

ü индивидуальная,
развивающая  ОД;

ü консультации,
семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, родительские

собрания;

ü выставки
(игровых пособий, литературы);

ü праздники,
развлечения, открытые просмотры.

Контрольные показатели развития ребенка учитывают:

1. Сенсорное
развитие.

2. Развитие
движений.

3. Развитие
речи.

4. Музыкальное
развитие.

5. Процесс
адаптации каждого ребенка в микроклимате группы (для наблюдений за изменением
поведения, настроения, активности, коммуникативности воспитанника заполняется
карта)

 

 

Некоторые
направления инноваций в ДОУ:

ü Разработка
программно-методического обеспечения инновационных

процессов:
Программы развития ДОУ, бизнес-плана, образовательной

программы,
годового плана.

ü Разработка и
внедрение в практику инновационных коллективных и

индивидуальных
педагогических проектов.

ü Внедрение новых
форм дифференциации специального образования:

временной
логопедической группы, логопункта.

ü Создание сети
дополнительных бесплатных образовательных и

оздоровительных
услуг воспитанникам ДОУ: кружки, студии, секции и др.

ü Расширение спектра образовательных услуг для детей, не посещающих ДОУ: группы кратковременного пребывания для детей не посещающих дошкольное учреждение , консультативный пункт, предшкольная подготовка для старших дошкольников.

ü Социальные
технологии гармонизации детско-родительских отношений.(Клуб «УМКА)

ü Научно-методические
продукты инновационной деятельности - публикации методических пособий и
разработок, размещение материалов педагогов на сайтах сети Интернет; участие в
виртуальных проблемных семинарах, научно- практических конференциях,
Интернет-сообществах, форумах, педсоветах.

ü Работа
творческой и проблемной групп, проведение мастер-классов.

ü Информатизация
образовательного процесса: организация работы сайта ДОУ, использование
потенциала медиаобразовательных средств для презентации продуктов
проектно-исследовательской деятельности, составление баз данных, работа с
Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и др.

Примеры
инновационной деятельности в ДОУ:

ü метод игрового
моделирования при взаимодействии педагога и родителей;

ü совершенствование
мастерства педагогов Ведение всеми педагогами собственного портфолио, журнала
по самообразования;

ü поиск новых
подходов в работе с детьми и их родителями;

ü мониторинг
развития каждого ребенка( карты индивидуального развития);

ü внедрение в
воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;

ü формирование
основ безопасной жизнедеятельности;

организация
экологического образования дошкольников;

ü оптимизация
взаимодействия с семьей (Мониторинг семей по вопросам

воспитания и
развития детей, "круглые столы", совместные досуги и

развлечения,
выпуск газеты, создание мини-библиотеки, создание семейного

клуба)

ü создание
«Предметно-развивающего пространства детского сада»

«Предметно-развивающего
пространства детского сада» включает следующие компоненты:

ü пространство
интеллектуального, социального, эстетического развития

игровые уголки в
группах, музыкальный зал с набором инструментов и

аудиоаппаратуры;
театральный зал,

ü пространство
физического развития - центры здоровья в группах,

физкультурный
зал, бассейн с душем и сауной, спортивная площадка;

ü пространство
экологического развития:  уголки природы
в группах, а также территория детского сада с уголком леса, сада, огородом,
цветниками.

Классифицируя
инновации по инновационному потенциалу, рассматриваются нововведения как
радикальные, т. е. базовые; комбинаторные, где используются  различные сочетания; модифицирующие, или
улучшающие, дополняющие.

 

     В отношении ДОУ употребляется понятие
комбинаторных инноваций, так как возможности ДОУ определяются его потенциалом и
характеризуются следующими критериями:

•квалификационным
составом коллектива педагогов;

•наличием и
прогрессивностью учебного оборудования;

•наличием
современной информационной базы;

• наличием
собственных методических разработок.

 

 

Основные
элементы и показатели инновационного потенциала ДОУ

Основными
элементами инновационного потенциала являются:

•материально-технические
ресурсы;

•финансовые
ресурсы;

•интеллектуальные
ресурсы;


социально-психологические факторы и т.д.

Показатели
инновационного потенциала ДОУ:


научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих высшие разряды и
категории, а также количество предложений по совершенствованию педагогического
процесса на одного сотрудника);


инновационность управляющей системы в ДОУ (формы стимулирования,

участие высшего
руководства, уровень свободы, предоставляемой

участникам
инновационной деятельности).

Несмотря на то,
что инновационная деятельность педагогов оказывает положительное влияние на
развитие дошкольного образования в целом, и со всей очевидностью заметны
позитивные изменения и инициативы, которые приводят к достижению современного
качества образования детей в каждом дошкольном учреждении, анализ экспериментальной
практики показывает, что остается нерешенными ряд проблем:

ü проблема
воспроизводства инноваций в условиях взаимодействия педагогов ДОУ;

ü проблема
изменения, оптимизации новшеств, способность вовремя избавляться от
устаревшего, нецелесообразного;

ü приспособление
новшеств к конкретным условиям с учетом специфики и возможностей ДОУ;

ü поддержка
педагогической инициативы, ее продвижение.

 

Перспективные
направления работы:

ü организация
сетевого взаимодействие инновационных ДОУ,

экспериментальных
площадок и педагогов-исследователей, объединенных

близостью
инновационной проблематики.

ü участие ДОУ и
отдельных педагогов, успешно реализовавших свои

экспериментальные
программы, в научно-практических конференциях,

конкурсах,
выпуске методических пособий, научных статей, в том числе,

используя
возможности электронных ресурсов для организации

распространения
инновационного опыта

ü создание банка
данных по приоритетным направлениям инновационной деятельности в ДОУ,
деятельности педагогов-новаторов, их теоретических и методических разработок с
использованием возможностей ИКТ

ü мониторинг
процесса становления профессиональной компетентности,


инновационного потенциала
педагогов