Инновационный потенциал
Цель инновационной деятельности в ДОУ - улучшение
способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких
результатов образования. Новые образовательные программы призваны обеспечить вариативность
воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность
ребенка и запросы его семьи. (Созданы новые типы, виды и профили ДОУ, инновационные преобразования
приобретают системный характер.)
Внедрение инноваций в работу ДОУ, требует изменений и обновлений в организации
методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность,
в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и администрации.
Задача
руководителя дошкольного учреждения - создание мотивационных
условий
вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств
участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической
готовности к новым видам деятельности, к дополнительной
педагогической
нагрузке.
Некоторые организационные моменты:
ü Создание
структурных подразделений- творческих групп педагогов по
проблемам.
ü Использование
активных форм методической работы с педагогическим
коллективом
(семинары-практикумы, деловые игры, педагогические гостиные,
моделирование и
анализ проблемных ситуаций).
ü Разработка
программ профессионального роста педагогов с учетом
индивидуально-дифференцированного
подхода к каждому воспитателю для
повышение
профессиональной и методической компетентности.
Информационно-методическое сопровождение
инновационной деятельности ДОУ:
ü Создание базы
данных по передовому педагогическому опыту, касающегося темы нововведения и
приоритетного направления ДОУ.
ü Обеспечение
педагогов, работающих над внедрением новых программ и технологий,
дифференцированным справочно-информационным материалом
ü Создание
видеотеки методических материалов, открытых занятий, выставок по темам проектов
и т.д.
Основными формами работы с детьми и родителями
являются:
ü игровые сеансы
(индивидуальные и групповые);
ü индивидуальная,
развивающая ОД;
ü консультации,
семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, родительские
собрания;
ü выставки
(игровых пособий, литературы);
ü праздники,
развлечения, открытые просмотры.
Контрольные показатели развития ребенка учитывают:
1. Сенсорное
развитие.
2. Развитие
движений.
3. Развитие
речи.
4. Музыкальное
развитие.
5. Процесс
адаптации каждого ребенка в микроклимате группы (для наблюдений за изменением
поведения, настроения, активности, коммуникативности воспитанника заполняется
карта)
Некоторые
направления инноваций в ДОУ:
ü Разработка
программно-методического обеспечения инновационных
процессов:
Программы развития ДОУ, бизнес-плана, образовательной
программы,
годового плана.
ü Разработка и
внедрение в практику инновационных коллективных и
индивидуальных
педагогических проектов.
ü Внедрение новых
форм дифференциации специального образования:
временной
логопедической группы, логопункта.
ü Создание сети
дополнительных бесплатных образовательных и
оздоровительных
услуг воспитанникам ДОУ: кружки, студии, секции и др.
ü Расширение спектра образовательных услуг для детей, не посещающих ДОУ: группы кратковременного пребывания для детей не посещающих дошкольное учреждение , консультативный пункт, предшкольная подготовка для старших дошкольников.
ü Социальные
технологии гармонизации детско-родительских отношений.(Клуб «УМКА)
ü Научно-методические
продукты инновационной деятельности - публикации методических пособий и
разработок, размещение материалов педагогов на сайтах сети Интернет; участие в
виртуальных проблемных семинарах, научно- практических конференциях,
Интернет-сообществах, форумах, педсоветах.
ü Работа
творческой и проблемной групп, проведение мастер-классов.
ü Информатизация
образовательного процесса: организация работы сайта ДОУ, использование
потенциала медиаобразовательных средств для презентации продуктов
проектно-исследовательской деятельности, составление баз данных, работа с
Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и др.
Примеры
инновационной деятельности в ДОУ:
ü метод игрового
моделирования при взаимодействии педагога и родителей;
ü совершенствование
мастерства педагогов Ведение всеми педагогами собственного портфолио, журнала
по самообразования;
ü поиск новых
подходов в работе с детьми и их родителями;
ü мониторинг
развития каждого ребенка( карты индивидуального развития);
ü внедрение в
воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
ü формирование
основ безопасной жизнедеятельности;
организация
экологического образования дошкольников;
ü оптимизация
взаимодействия с семьей (Мониторинг семей по вопросам
воспитания и
развития детей, "круглые столы", совместные досуги и
развлечения,
выпуск газеты, создание мини-библиотеки, создание семейного
клуба)
ü создание
«Предметно-развивающего пространства детского сада»
«Предметно-развивающего
пространства детского сада» включает следующие компоненты:
ü пространство
интеллектуального, социального, эстетического развития
игровые уголки в
группах, музыкальный зал с набором инструментов и
аудиоаппаратуры;
театральный зал,
ü пространство
физического развития - центры здоровья в группах,
физкультурный
зал, бассейн с душем и сауной, спортивная площадка;
ü пространство
экологического развития: уголки природы
в группах, а также территория детского сада с уголком леса, сада, огородом,
цветниками.
Классифицируя
инновации по инновационному потенциалу, рассматриваются нововведения как
радикальные, т. е. базовые; комбинаторные, где используются различные сочетания; модифицирующие, или
улучшающие, дополняющие.
В отношении ДОУ употребляется понятие
комбинаторных инноваций, так как возможности ДОУ определяются его потенциалом и
характеризуются следующими критериями:
•квалификационным
составом коллектива педагогов;
•наличием и
прогрессивностью учебного оборудования;
•наличием
современной информационной базы;
• наличием
собственных методических разработок.
Основные
элементы и показатели инновационного потенциала ДОУ
Основными
элементами инновационного потенциала являются:
•материально-технические
ресурсы;
•финансовые
ресурсы;
•интеллектуальные
ресурсы;
•
социально-психологические факторы и т.д.
Показатели
инновационного потенциала ДОУ:
•
научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих высшие разряды и
категории, а также количество предложений по совершенствованию педагогического
процесса на одного сотрудника);
•
инновационность управляющей системы в ДОУ (формы стимулирования,
участие высшего
руководства, уровень свободы, предоставляемой
участникам
инновационной деятельности).
Несмотря на то,
что инновационная деятельность педагогов оказывает положительное влияние на
развитие дошкольного образования в целом, и со всей очевидностью заметны
позитивные изменения и инициативы, которые приводят к достижению современного
качества образования детей в каждом дошкольном учреждении, анализ экспериментальной
практики показывает, что остается нерешенными ряд проблем:
ü проблема
воспроизводства инноваций в условиях взаимодействия педагогов ДОУ;
ü проблема
изменения, оптимизации новшеств, способность вовремя избавляться от
устаревшего, нецелесообразного;
ü приспособление
новшеств к конкретным условиям с учетом специфики и возможностей ДОУ;
ü поддержка
педагогической инициативы, ее продвижение.
Перспективные
направления работы:
ü организация
сетевого взаимодействие инновационных ДОУ,
экспериментальных
площадок и педагогов-исследователей, объединенных
близостью
инновационной проблематики.
ü участие ДОУ и
отдельных педагогов, успешно реализовавших свои
экспериментальные
программы, в научно-практических конференциях,
конкурсах,
выпуске методических пособий, научных статей, в том числе,
используя
возможности электронных ресурсов для организации
распространения
инновационного опыта
ü создание банка
данных по приоритетным направлениям инновационной деятельности в ДОУ,
деятельности педагогов-новаторов, их теоретических и методических разработок с
использованием возможностей ИКТ
ü мониторинг
процесса становления профессиональной компетентности,
инновационного потенциала
педагогов