Краеведение - основа воспитания патриотизма
Краеведение -
основа воспитания патриотизма
Краеведение
на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии
ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало
колоссальный скачок в своем развитии, и
методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно
изменились. Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах,
позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей,
традициями родного края.
Работая в центрах, дошкольники смогут применить на
практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий
Цель создания центров краеведения - всестороннее
изучение родного края, России.
В качестве задач определено следующее:
- научить ребенка понимать,
что и у людей, и у вещей есть своя история; - пробудить у детей чувство
любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям; - воспитывать уважение к
культуре других народов; - формировать единство
эстетических чувств и нравственных ценностей; - пробуждать в детях
эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке,
литературе, народной культуре; - развивать потребность в
самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного
наследия разных эпох и народов.
Изучив тщательно педагогическую литературу, мы пришли
к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в
работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию
работы по краеведению в дошкольном учреждении:
- приобщение детей к истории
родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих; - создание игровых мотиваций,
соответствующих проблематике; - практические действия с
предметами; - музыкально-театрализованная
деятельность; - самостоятельная элементарно-поисковая
деятельность;
Специально организованные уголки краеведения в детском
саду должны соответствовать определенным требованиям:
- хорошая освещенность в
дневное и вечернее время; - целесообразность размещения
"экспонатов", доступность, эстетичность, научность, достоверность
представленного материала;
Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь,
воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному
становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств
детей, пробуждая любовь к родному краю,
России.
Уголки краеведения в группах.
Содержание материалов в уголках краеведения зависит от
возраста детей.
Младший дошкольный возраст (4-й год жизни).
- Альбомы: "Наша семья", "Наш
детский сад", "Праздники дома и в детском саду". - Художественная литература:
стихи о родном крае. - Папки - передвижки с
иллюстрациями: "На природе", "Растительный и животный мир края", "Наш край
во все времена года". - Рисунки детей и взрослых о
себе, городе, окружающей природе. - Совместные работы из
бросового и природного материала. - Куклы в русских костюмах.
Средний дошкольный возраст (5-й год жизни).
- Альбомы: "Наша семья", "Наш
детский сад", "Праздники дома и в детском саду", альбом "Моя Россия" - Папки - передвижки:
«Праздники нашего района». - Листки активности "Мое
настроение", "Моя улица", "Моя
семья" - Атрибуты
музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные
инструменты (ложки, трещетки и т. д. ). - Аудио и видеокассеты о
природе родного края. - Поделки из бросового и
природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
Старший возраст
(6-7-й годы жизни).
- Альбомы: "Наш детский сад",
"Наша семья", "Наш город" "Россия" (города, костюмы, песни,
национальная кухня). - Художественная литература (стихи,
рассказы). - Флаг, гербы и другая
символика района, поселка, России. - Рисунки детей о жизни в
детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.
Выставки
работ родителей и детей "Мы живем в Сергиевском", "Моя Родина - Россия". Эта
работа ведется систематически во всех возрастных группах. Педагогический
коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству
детей с родным районом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы,
наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта
работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого
с ребенком и в самостоятельной детской деятельности.
Дети, начиная
с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям
было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо
уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того,
что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно
расширяя круг знаний. Знакомя детей с
родным краем можно решить следующие задачи:
1.
Вызвать
интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории
родного края, его памятниках и архитектуре;
2.
Дать
представления о размерах нашего края и её природных богатствах. Вызвать интерес
к жизни родного края;
3.
Познакомить
и дать представление о защитниках Отечества, героях края;
4.
Познакомить
с бытом и традициями русского народа,
народными праздниками.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём
знаний о родном крае. Дети знакомятся не только с достопримечательностями
родного края, но и с его историей.
Знакомство с родным краем продолжается и на занятиях
по изобразительной деятельности.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся
и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера
(иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и
исторические фотографии).
В процессе всей
работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной
край.
В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно
представить себе наш поселок. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по
близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного
они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома - свой
номер.
С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем
работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на
территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно
с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание
на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в
которых люди живут и работают. Даем представления о том, чем поселок отличается
от города.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем
знаний о родном крае. Детей знакомим с
историей поселка и его достопримечательностями, героическими страницами
истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь
знаменитых людей города.
Знакомство с родным селом и родной страной вызывает у детей
положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать
то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по
изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство
любви к своему родному поселку, родной природе позволяют им создать
выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также
заставляют задуматься над отношением к миру природы.
На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской
культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников:
"День защитника Отечества", "9 Мая -
День Победы", "День защиты детей" и др.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в
книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно
- дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны,
фотоальбомы исторического и современного села, предметы народно-прикладного
искусства).
Традицией в детском саду стало
возложение цветов к памятникам героев ВОВ, приглашение ветеранов на
празднование Дня Победы.
Поэтому
и деятельность нашего ДОУ по приобщению дошкольников к культурным ценностям,
воспитанию у них гражданственности и патриотических чувств будет приоритетной в
этом году. Для реализации этой работы необходимо обратить внимание на
проектирование культурно-образовательной среды не только всего ДОУ но и каждой
отдельно взятой группы.