Краеведение - основа воспитания патриотизма

05.01.2015 18:29


Краеведение -
основа воспитания патриотизма

   Краеведение
на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии
ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало
колоссальный скачок в своем развитии,  и
методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно
изменились. Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах,
позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей,
традициями родного края.

Работая в центрах, дошкольники смогут применить на
практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий

Цель создания центров краеведения - всестороннее
изучение родного края, России.

В качестве задач определено следующее:



  • научить ребенка понимать,
         что и у людей, и у вещей есть своя история;

  • пробудить у детей чувство
         любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;

  • воспитывать уважение к
         культуре других народов;

  • формировать единство
         эстетических чувств и нравственных ценностей;

  • пробуждать в детях
         эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке,
         литературе, народной культуре;

  • развивать потребность в
         самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного
         наследия разных эпох и народов.

Изучив тщательно педагогическую литературу, мы пришли
к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в
работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию
работы по краеведению в дошкольном учреждении:



  • приобщение детей к истории
         родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;

  • создание игровых мотиваций,
         соответствующих проблематике;

  • практические действия с
         предметами;

  • музыкально-театрализованная
         деятельность;

  • самостоятельная элементарно-поисковая
         деятельность;

Специально организованные уголки краеведения в детском
саду должны соответствовать определенным требованиям:



  • хорошая освещенность в
         дневное и вечернее время;

  • целесообразность размещения
         "экспонатов", доступность, эстетичность, научность, достоверность
         представленного материала;

Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь,
воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному
становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств
детей, пробуждая любовь к родному  краю,
России.


Уголки краеведения в группах.

Содержание материалов в уголках краеведения зависит от
возраста детей.

Младший дошкольный возраст (4-й год жизни).



  • Альбомы: "Наша семья", "Наш
         детский сад", "Праздники дома и в детском саду".

  • Художественная литература:
         стихи о родном крае.

  • Папки - передвижки с
         иллюстрациями: "На природе", "Растительный и животный мир края", "Наш край
         во все времена года".

  • Рисунки детей и взрослых о
         себе, городе, окружающей природе.

  • Совместные работы из
         бросового и природного материала.

  • Куклы в русских костюмах.

Средний дошкольный возраст (5-й год жизни).



  • Альбомы: "Наша семья", "Наш
         детский сад", "Праздники дома и в детском саду", альбом "Моя Россия"

  • Папки - передвижки:
         «Праздники нашего района».

  • Листки активности "Мое
         настроение",  "Моя улица", "Моя
         семья"

  • Атрибуты
         музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные
         инструменты (ложки, трещетки и т. д. ).

  • Аудио и видеокассеты о
         природе родного края.

  • Поделки из бросового и
         природного материала, сделанные руками детей и взрослых.

Старший возраст
(6-7-й годы жизни).



  • Альбомы: "Наш детский сад",
         "Наша семья", "Наш город" "Россия" (города, костюмы, песни,
         национальная кухня)
    .

  • Художественная литература (стихи,
         рассказы)
    .

  • Флаг, гербы и другая
         символика района, поселка, России.

  • Рисунки детей о жизни в
         детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.

Выставки
работ родителей и детей "Мы живем в Сергиевском", "Моя Родина - Россия". Эта
работа ведется систематически во всех возрастных группах. Педагогический
коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству
детей с родным районом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы,
наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта
работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого
с ребенком и в самостоятельной детской деятельности. 

   Дети, начиная
с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям
было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо
уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того,
что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно
расширяя круг знаний. Знакомя детей с
родным краем можно решить следующие задачи:

1.    
Вызвать
интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории
родного края, его памятниках и архитектуре;

2.    
Дать
представления о размерах нашего края и её природных богатствах. Вызвать интерес
к жизни родного края;

3.    
Познакомить
и дать представление о защитниках Отечества, героях края;

4.    
Познакомить
с бытом и традициями русского  народа,
народными праздниками.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём
знаний о родном крае. Дети знакомятся не только с достопримечательностями
родного края, но и с его историей.

Знакомство с родным краем продолжается и на занятиях
по изобразительной деятельности.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся
и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера
(иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и
исторические фотографии).

 В процессе всей
работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной
край.

 
     В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно
представить себе наш поселок. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по
близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного
они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома - свой
номер.

 
     С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем
работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на
территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно
с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание
на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в
которых люди живут и работают. Даем представления о том, чем поселок отличается
от города.

 
     В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем
знаний о родном крае. Детей знакомим  с
историей поселка и его достопримечательностями, героическими страницами
истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь
знаменитых людей города.

 
     Знакомство с родным селом и родной страной вызывает у детей
положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать
то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по
изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство
любви к своему родному поселку, родной природе позволяют им создать
выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также
заставляют задуматься над отношением к миру природы.

 
     На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской
культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников:
"День защитника Отечества",  "9 Мая -
День Победы", "День защиты детей" и др.

 
     Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в
книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно
- дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны,
фотоальбомы исторического и современного села, предметы народно-прикладного
искусства). 

Традицией в детском саду стало
возложение цветов к памятникам героев ВОВ, приглашение ветеранов на
празднование Дня Победы.

Поэтому
и деятельность нашего ДОУ по приобщению дошкольников к культурным ценностям,
воспитанию у них гражданственности и патриотических чувств будет приоритетной в
этом году. Для реализации этой работы необходимо обратить внимание на
проектирование культурно-образовательной среды не только всего ДОУ но и каждой
отдельно взятой группы.