ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение
"Детский сад №10» село Сергиевское
Грачевского района
Ставропольского края
Тема: ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО
(переход на
инновационную модель методической работы
в условиях реализации
ФГОС ДО в ДОО)
ПРОЕКТ
Повышение профессионального уровня педагогов в
овладении современными образовательными технологиями
Разработала: | Труфанова Ольга Витальевна Старший воспитатель МКДОУ «Детский сад №10» |
|
село Сергиевское
2014 год
«Любая
реформа образования должна опираться на личность человека.
Если
мы будем следовать этому правилу, ребёнок, вместо того,
чтобы
обременять нас, проявит себя как самое великое
и утешительное чудо природы!»
Мария Монтессори
ТЕМА: ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В
ДОО.(переход на инновационную модель методической работы в условиях
реализации ФГОС ДО в ДОО)
ПРОЕКТ: Повышение
уровня педагогов в овладении современными
образовательными технологиями.
ЦЕЛЬ: Повышение
профессионального уровня педагогических
кадров в контексте
введения
ФГОС ДО. Обеспечение постоянного роста
и компетентности
педагогического коллектива.
Задачи:
1. Проанализировать владение воспитателями
знаний о педагогических технологиях.
2. Разработать
систему педагогических мероприятий, направленных на систематизацию знаний о
педагогических технологиях.
3. Внедрение
технологии проектной деятельности в работу ДОУ через партнерское
взаимодействие воспитанников ,педагога и родителей.
Проект: долгосрочный, нормативный
Проблема
1.
Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагога в рамках
введения ФГОС ДО;
2.
Низкий уровень мотивации и психологической готовности
педагогов к изучению и внедрению педагогических технологий;
Гипотеза:
ü
Повышение
профессионального уровня педагогов в овладении современными
образовательными технологиями.
ü
Обеспечение постоянного профессионального роста
и компетентности педагога.
ü
Современные
образовательные технологии как ресурс повышения качества дошкольного
образования
Основные направления:
1. Содействия
и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений; поддержки инициативы детей в различных
видах деятельности;
2.
Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
3.
Соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.
Целевые ориентиры:
1.
Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в
разных видах деятельности- игре, общении, конструировании и др. Способен
выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает
способность к воплощению разнообразных замыслов;
2.
Ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру,
положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного
достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
стараться разрешать конфликты;
3.
Ребенок обладает развитым воображением, которое
реализует в разных видах деятельности. Способность ребенка к фантазии,
воображению, творчеству, интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребенок
владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и
социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую
и учебную;
4.
Творческие способности ребенка проявляются в рисовании,
придумывании сказок, танцах, пении и т.д. Ребенок может фантазировать вслух,
играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои
мысли и желания;
5.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он может
контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью
бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т.п.;
6.
Ребенок способен к волевым усилиям в разных видах
деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое
дело. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам
безопасного поведения и личной гигиены;
7.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы,
касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-
следственными связями (как?, почему? Зачем?), пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать,
экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметах,
природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. Знаком с
художественной культурой, обладает элементарными представлениями из области
живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. У ребенка
складываются предпосылки грамотности, он склонен к принятию собственных
решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности.
Принципы, упитывающиеся при планировании
образовательного процесса в ДОУ
1.
Партнерские взаимоотношения детей и взрослых;
2. Развитие
инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному
возрасту видов деятельности;
3. Включение
ребенка в различные виды деятельности;
4. Взаимодействие
ребенка с людьми, культурой и окружающим миром.
Содержание взаимоотношений с детьми
должно обеспечивать развитие личности, способностей и мотивации детей в
различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
- социально‑коммуникативное развитие;
- познавательное
развитие;
- речевое развитие;
- художественно‑эстетическое
развитие;
- физическое
развитие.
Вариант модели образовательного процесса
(по проекту ФГОС ДО)
Совместная деятельность взрослого и ребенка | Самостоятельная деятельность детей (создание | Взаимодействие с семьей |
Виды детской деятельности | Предметы, объекты окружающего мира, стимулирующие | Формы работы с семьей, в том числе посредством |
План проектной деятельности.
Этапы | Срок | Задачи |
1 организационный
| октябрь 2013 декабрь 2013
| - - - Разработать систему педагогических мероприятий, |
2 этап реализации | декабрь 2013 - май 2014 | - Ведение проектной деятельности в |
3 этап Результативный | Январь 2014 - май 2014 | - Создание и 1. « Я рисую сказку» 2. «Детские 3. «Родная сердцу - Распространение и использование данных проектов для - Размещение на сайте МКДОУ страничка ФГОС ДОУ -Представление проектов на семинарах ( ДОУ, района) |
I Этап.
Организационный
1.1. Педагогические технологии
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые
возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных
в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к
современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе
дошкольных учреждений.
В статье 20. Закона «Об образовании в РФ» говорится, что в
образовательных организациях осуществляется инновационная деятельность «в целях
обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных
направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации
приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере
образования».
Инновационная деятельность в ДОУ направлена «на разработку, апробацию и
внедрение новых образовательных технологий». Сегодня мы поговорим о
педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном
учреждении. Вначале давайте узнаем, что же означает сам термин
«технология» - от греческого это искусство, мастерство, умение,
совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья,
материалов.
В педагогической литературе и в лексиконе прочно вошло понятия: педагогическая технология, образовательная технология,
технология обучения. Они соотносятся, также как и категории: педагогика,
образование и обучение. Самым широким является понятие педагогическая
технология, оно охватывает процессы образования, обучения и воспитания.
Образовательная технология связана с организацией модернизации образовательных
систем и образовательных учреждений. Технология обучения и технология
воспитания описывают деятельность педагога и
воспитанников соответственно в
воспитательном процессе.
Педагогическая технология и
образовательная технология часто используются как синонимы, так как современная
трактовка термина «образование» включает в себя также и воспитание личности,
придание ей некоторого образа. Поэтому в описании образовательных технологий,
например, в книге Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», можно
встретить и вальдорфскую педагогику, и педагогику сотрудничества, и «диалог
культур» и другие.
Каковы
же определения педагогической технологии?
В педагогической литературе существуют четыре основных
подхода к понятию «технология обучения» («педагогическая технология»), а
именно: технология определяется как дидактическая концепция, часть
педагогической науки (Б.Т.Лихачев, П.И. Пидкасистый, М.А.Чошанов и др.); как
педагогическая система (В П.Беспалько, В.В.Гузеев и др.); как педагогический
процесс (В.С. Безрукова, М.М. Левина, В.Д.Симоненко и др.); как процедура
(алгоритм) деятельности педагога и детей (В.М.Монахов, В.В.Сериков,
В.А.Сластенин и др.). Наиболее близким к нашему пониманию технологии обучения
является рассмотрение технологии как процедуры деятельности всех участников
педагогического процесса.
Технология обучения - это законосообразная педагогическая деятельность,
реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая
значительно более высокой степенью эффективности, надежности и
гарантированности результата, чем традиционные способы обучения (В.В.Сериков).
Педагогическая технология - это упорядоченная совокупность действий, операций и
процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата
в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А.Сластенин).
В.В. Юдин говорит о том, что «технология -
последовательность шагов рекомендуемой учебной деятельности, выделенных на
основе научных представлений». Он же дает другое определение: «Педагогическая
технология - совокупность методов, приемов обучения, гарантировано приводящих к
заданному результату».
Педагогическая технология - построение системы целей (от общих к конкретным) для
достижения определенного результата развития ребенка с высокой вариативностью
использования методов, приемов, средств и форм организации обучения (Т.В.
Машарова).
В международном ежегоднике по
технологии образования и обучения говорится: «Педагогическая технология - это исследования с целью выявить
принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем
анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем
конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки
применяемых методов». Суть данного определения заключается в идее оптимизации
работы школы или другого образовательного учреждения и, прежде всего, повышении
эффективности его основного звена - воспитательного процесса.
Педагогическая технология в таком понимании требует научных оснований для описания
учебно-воспитательного процесса, выделение которых даст возможности управлять
им, действительно приходить к заданному образовательному результату.
Роль таких оснований должны играть
не принципы обучения (воспитания), сформулированные на основе многовекового
педагогического опыта и составляющие основу традиционной педагогики, а законы и
закономерности образовательного процесса, на которых и строит свою технологию
педагогическая технология.
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических
установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов,
приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно -
методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
В качестве основы, системообразующего каркаса образования целесообразно
использовать понятие - «технология» и «технологический» подход к анализу и
проектированию педагогических процессов. В российском образовании провозглашен
принцип вариативности, который даёт возможность педагогическим коллективам
выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. В этом
направлении идёт и прогресс образования: разработка различных вариантов его
содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении
эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое
обоснование новых идей и технологий.
• авторитарные технологии -
педагог - единоличный субъект учебно- воспитательного процесса. Технологии
отличаются жёсткой организацией, подавлением инициативы и самостоятельности;
• личностно - ориентированные технологии
- ставят в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение
комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития;
• гуманно - личностные технологии -
исповедуют идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру
в его творческие силы, отвергают принуждение;
• технологии сотрудничества - реализуют
демократизм, равенство, партнёрство в отношениях педагога и ребёнка;
• технологии свободного воспитания -
делают акцент на предоставлении ребёнку свободы выбора и самостоятельности,
осуществляя выбор, ребёнок заявляет свою позицию.
Сегодня быть
компетентным специалистом нельзя без изучения всего арсенала педагогических
технологий. Выделим наиболее используемые педагогические технологии:
№ | Педагогическая технология | Содержание | Результат |
1. | Личностно-ориентированные технологии- | · · Личностно-ориентированные | Личностно-ориентированные |
2. | Игровая | По определению, Значение игры | В процессе сюжетно-ролевых, ситуативных, и других видов, |
3. | Проблемная технология | Реализация педагогом модели "обучение через · Имитационного моделирования (игровая). Моделирование Психологическая (самоопределенческая). Деятельностная. Способность Рефлексивная. Осознание ребёнком | Создание в деятельности с детьми проблемных ситуаций и |
4. | Технология проектной деятельности | "Проект" - это метод педагогически организованного освоения ребёнком Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая Метод проектов - это В основу метода проектов положена идея, составляющая суть | Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность |
5. | Исследовательские технологии | Цель - получение ответа на - Настоящая исследовательская - Ребенок должен осознать и Необходимо сразу ориентировать | Дает возможность детям самостоятельно пополнять свои |
6. | Технология организации совместной
| 1.Дидактическая игра, · 2. Затруднение в игровой · · · 3.Открытие нового знания или · · 4. Воспроизведение нового в · · · 5. Повторение и развивающие · 6. Подведение итогов · · Результат: ребенок, опираясь на зоны | Направлена на организацию детского опыта (детских открытий) |
7. | Система инновационной оценки усвоения знаний, умений, «портфолио» .
| Портфолио - Портфолио - Портфолио - Портфолио - Использование такой формы оценки достижений , как | Систематизировать |
8. | Информационно-коммуникационные | ИКТ - это обобщающее понятие, описывающее Сегодня - - В - - Способствовать - Использование ИКТ в дошкольном образовании
| Изменение и неограниченное |
9. | Здоровьесберегающие технологии | Современные здоровьесберегающие технологии - приобщение детей к физической - использование развивающих форм Акцент Стремление С
| Обеспечивает повышение |
II. Этап
Реализация
В
ДОУ проводится работа по внедрению в практику работы с детьми и родителями
инновации: образовательные технологии.
Такая деятельность позволяет
осуществлять интегрированный метод обучения, направленный на личностное
развитие ребенка, развитие его познавательных
и творческих способностей.
Исходя из проведенных
мероприятий, можно сказать, что выбор тематики мероприятий не случаен и
объясняется возросшими требованиями к качеству дошкольного образования,
технологичности образовательного процесса, острой потребностью в обязательном
предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современных целей
педагогического процесса определяет использование в деятельности воспитателя
современных педагогических технологий,
обладающих жесткой системой предписаний, гарантированно ведущих к достижению
ожидаемого результата.
На педсовете была представлена
теоретическая сторона современных педагогических технологий.
Тема: Современные
педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях перехода на
новые образовательные стандарты.
Цель: Знакомство
с формами и методиками работы по использованию инновационных педагогических
технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях перехода на новые
образовательные стандарты
Задачи:
1. Познакомить
педагогов с инновационными технологиями в условиях перехода на новые
образовательные стандарты;
2. Повысить
компетентность педагогов в реализации педагогических технологий о
образовательный процесс ДОУ;
3. Содействовать
формированию мотивации к применению полученных теоретических и практических
знаний в профессиональной деятельности.
Цель семинара-практикума: Повысить профессиональную компетентность
воспитателей;
Задачи:
1.
Обучить
воспитателей проектной деятельности;
2.
Внедрить в
педагогический процесс технологию проектной деятельности;
3.
Стимулировать развитие интеллектуальной и творческой
инициативы воспитателей.
Цель взаимопосещений педагогов образовательной деятельности-
Повышение педагогического мастерства и оказание методической и
практической помощи педагогам в овладении современными образовательными
технологиями.
III. Этап
Результативный
Полученные результаты (разработанные проекты) демонстрируют повышение
уровня умений воспитателей, которые приблизили педагогов к современным
критериям дошкольного образования.
Зафиксирован прогресс заинтересованности педагогов в овладении
современными педагогическими технологиями и информационными умениями.
Также обращает
на себя внимание развитие презентативных умений воспитателей. Являясь важной
составляющей профессиональной компетентности современного воспитателя, данный
вид умений на начало учебного года был мало востребован и мало применялся в образовательной
деятельности.
У детей появился устойчивый интерес к творческой,
поисково-исследовательской деятельности; сформирован ряд навыков
самостоятельного творческого мышления.
Вовлечены родители в педагогический процесс ДОУ, что укрепляет их заинтересованность в сотрудничестве с
детским садом; была более полная и рационально использована предметно-игровая
среда ДОУ.
Данные, полученные при анализе введения в образовательный процесс
современных педагогических технологий, подтвердили правомерность положенной в
основу гипотезы. Методическая работа в ДОУ при условии постоянного учета
актуальных потребностей воспитателей в педагогических знаниях, учета трудностей
воспитателей и рациональной координации их работы; введения разнообразных форм
и интерактивных методов работы с воспитателями; включения инновационных
педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ будет эффективно способствовать повышению профессиональной компетентности
воспитателей.
Приложение.
1.1
Изучение образовательных потребностей и
профессиональных затруднений педагогов.
№ | Разделы | Затруднения | Итого |
1. | Структура | + | 1 |
2. | Условия | ++++ | 4 |
3. | Требования к | ++ | 2 |
4. | Требования к | +++++++++++ | 11 |
5. | Организация | +++++++++++ | 11 |
6. | Требования к | +++++ | 5 |
7. | Требования к | ++++++ | 6 |
8. | Особенности | +++++++++++ | 11 |
Результат:
Исходя из данных
полученных путем опроса, можно сделать вывод, что большинство педагогов имеют
проблемы и ряд вопросов по изучению и
введению ФГОС ДО. В связи с этим администрация и руководитель учреждение проинформированы о
необходимости оказания квалифицированной помощи педагогам путем КПК и
проведения внутриучрежденческих мероприятий.
1.2
Анкета по знаниям современных педагогических
технологий
№ | Педагогическая технология | Владею, могу поделиться опытом | Имею представление | Не владею |
1 | Личностно- ориентированная технология |
| ||
2 | Игровые технологии | |||
3 | Проблемного | |||
4 | Технология проектной деятельности | |||
5 | Технология исследовательской деятельности | |||
6 | Технология организации совместной | |||
7 | Портфолио дошкольника | |||
8 | Информационно- коммуникационные технологии | |||
9 | Здоровьесберегающие |
Результат: Опираясь на данные анкетирования педагогов,
видно, что 50% педагогов не владеют ни какими технологиями, и столько же -
имеют представление о педагогических технологиях. Только 2 человека владеют и
могут поделиться опытом работы по технологиям проектной деятельности и
здоровьесберегающей технологией.
1.3.
План мероприятий, направленных на повышение
педагогической компетентности педагогов по
внедрению современных образовательных технологий в деятельность взрослых
и детей.
№ | Содержание | Форма проведения | Образовательная | Ответственный | ||
1 | Выступление по теме: «Инновационные педагогические технологии в | Педагогический совет | Старший воспитатель Труфанова О.В. | |||
2 | Технология Проект «Я *игровая *информационно - коммуникационная « Медиатеки образов» | НОД | - Социально- коммуникативное развитие; - Познавательное развитие; - Речевое развитие -Художественно-творческое развитие | Воспитатель Горобцова М.В. Музыкальный руководитель Санькова Н.В. | ||
4 | Здоровьесберегающая технология Тема: «Детские олимпийские игры» * личностно- ориентированная технология * технология исследовательской | НОД | - Физическая культура - Познавательное развитие; - Социально- коммуникативное развитие; | Старший воспитатель Труфанова О.В. Инструктор по ФИЗО Лебедь А.А. | ||
5 | Технология исследовательской деятельности Тема: «Родная сердцу сторона» * личностно- | НОД | - Познавательное развитие; - Социально- коммуникативное развитие; | Старший воспитатель Труфанова О.В. Воспитатель Шепелева С.П. | ||
6 | Организация предметно- пространственная развивающая среда ДОУ в | Интеграция всех областей | Старший воспитатель Труфанова О.В. Педагоги ДОУ | |||
7 | Подведение итогов педсовета | Обмен мнениями | Заведующий МКДОУ «Детский сад №10» Головинова В.Г. | |||
8 | ||||||