«Реализация ФГОС ДО в практике ДОУ"
Сейчас основная тема - это реализация или введение ФГОС ДО в
практику работы дошкольных учреждений. Перед воспитателями встает очень много
вопросов: почему этот документ появился, как он создавался, что изменится в
нашей работе с введение ФГОС ДО. Я постаралась наиболее доступным языком для
педагогов изложить суть ФГОС ДО, а также разработала анкету для выявления
представлений педагогов о ФГОС ДО. Предлагаю вашему вниманию данный материал. Я
искренне надеюсь, что он вам пригодится.
ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт
дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные
организации обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2014 года.
Этому
предшествовала следующая работа:
1)
Приказ Минобрнауки о разработке ФГОС ДО;
2)
Создана рабочая группа в составе Асмолов, Скоролупова, Волосовец, Карабанова,
Рубцов, Собкин - люди с разными мнениями и позициями.
Что же обсуждалось рабочей группой?
-
требования к программе;
-
требования к условиям;
-
требования к результатам социализации.
Перед разработчиками возникли следующие
вопросы:
1)
Не является ли Стандарт риском для системы образования?
2)
В чем уникальность Стандарта?
3)
Каковы будут результаты?
4)
Не несет ли Стандарт возросшие финансовые обременения;
5)
Что нового принесет Стандарт в самоценную дошкольную жизнь? И др.
Чего ждут от Стандарта:
ВОСПИТАТЕЛИ
-Обеспечения
безопасности;
-Толерантного
отношения со стороны родителей;
-Снижение
документооборота;
-Больше
доступных образовательных программ;
-обучение
счету и письму должно быть в школе;
-
желание обучаться - курсы ПК
УЧИТЕЛЯ
-
ребенок должен уметь читать и писать печатными буквами;
-
послушный ребенок; т. е ребенок, подготовленный к школьному обучению
РОДИТЕЛИ
-
за раннее и ускоренное развитие;
-
за образование отвечает государство;
-
главное - здоровье детей;
-
кроме образовательной программы развитие ребенка и в других областях
(творчество)
Чем обусловлена разработка данного документа?
Два
основания для введения ФГОС ДО:
1)
Закон «Об образовании РФ»;
2)
Современная социокультурная ситуация.
ФГОС ДО основан следующих документах:
1)
Конвенция о правах ребенка;
2)
Закон об образовании РФ;
3)
Конституция РФ.
4)
Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг»
Закон об образовании РФ предусматривает :
1)
доступность и бесплатность дошкольного образования. Обеспечение дошкольного
образования - обязательно, т. к. это первый уровень общего образования и это
обязанность государства, для семьи - это право.
2)
Обнародование Стандарта в 2013 году.
3)
Введение Стандарта с 1 января 2014 года;
4)
Отмена положения о 20% стоимости оплаты за содержание ребенка в ДО;
5)
Повышение требований к воспитателям (с введением Стандарта должны появиться
педагоги нового уровня) ;
6)
Законом предусмотрено получение дошкольного образования и вне дошкольных
организаций;
7)
Закреплены права и обязанности родителей - приоритет по воспитанию за семьей.
Родители
включаются в образовательный процесс как партнеры, а не как сторонние
потребители образовательных услуг.
ФГОС
ДО закрепляет права на получение доступного и бесплатного качественного
дошкольного образования + финансовое обеспечение (место для ребенка в д/саду) .
До
2009 года действовали Временные (примерные) требования к содержанию и методам
дошкольного образования. В 2009 Приказом Минобрнауки введены ФГТ к структуре
ООП, в 2011 - к условиям реализации ООП. В 2013 году Приказом Минобрнауки №1155
о введении ФГОС ДО.
Основные понятия ФГОС ДО:
1)
Единство образовательного пространства:
-обеспечение
единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих
возможность дискриминации в сфере образования (организация консультативных
пунктов, группы кратковременного пребывания) ;
2)
образовательная среда - совокупность условий, целенаправленно создаваемых в
целях обеспечения полноты образования и развития детей (сетевое взаимодействие:
музей, школа и т. д.)
3)
развивающая предметно-пространственная среда;
4)
социальная ситуация развития.
Чем отличаются ФГТ И ФГОС ДО?
ФГТ
2
группы требований:
-
к структуре ООП;
-к
условиям реализации ООП;
-4
направления развития;
-
10 образовательных областей;
80%-
обязательная часть программы;
20%
- вариативная
ФГОС ДО
3
группы требований
-к
структуре ООП;
-к
условиям реализации ООП;
-
к результатам освоения ООП
5
образовательных областей:
Физическое
развитие
Познавательное
развитие;
Художественно-эстетическое
развитие ;
-социально-коммуникативное
развитие (социально-личностное) ;
-речевое
развитие
60%-
обязательная часть программы;
40%
- вариативная
Нестандартный «Стандарт»
ФГОС
ДО
3
группы требований
-к
структуре ООП;
-к
условиям реализации ООП;
-
к результатам освоения ООП
В
ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия- это
социальная ситуация развития ребенка - сложившаяся система взаимодействия
ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия
созданы - Стандарт реализован.
Социальная ситуация развития предполагает три группы требований:
1)
Пространственно-временные- пространство и игрушки;
2)
Социальные- система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками
3)
Деятельностные - детские виды деятельности: двигательная, игровая,
коммуникативная, конструирование из различных материалов, изобразительная,
восприятие художественной литературы и фольклор.
Главное
условие - численность детей в группе.
Какие же требования предъявляются к условиям:
1)
Психолого-педагогические;
2)
Кадровые;
3)
Материально-технические;
4)
Финансовые;
5)
К предметно-развивающей среде.
Кадровые
условия являются главными. В связи с этим разрабатывается профессиональный
стандарт педагога. Планируется ввести к сентябрю 2014 года.
Оценка профессиональной деятельности педагога:
-
динамика развития интегративных качеств педагога;
-
положительное отношение ребенка к детскому саду;
-высокая
степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь
детского сада.
Требования к результатам освоения программы:
Основной
результат - это социализация детей.
1)
Результат социализации;
2)
Личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения.
ФГОС
ДО предусматривает 1 группу результатов- личностные (в школе предметные,
метапредметные и личностные) .
Результаты освоения программы описаны в виде
целевых ориентиров:
*
Инициативность
*
Самостоятельность
*
Уверенность в себе
*
Воображение
*
Физическое развитие
*
Волевые усилия
*
Любознательность
*
Интерес ребенка.
Целевые
ориентиры не являются объектом оценки результатов.
Что же будет оцениваться:
1)
Педагогический процесс;
2)
Условия (социальная ситуация развития) ;
3)
Педагогические кадры.
Естественно,
что несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких
ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего
удалось достичь ребенку. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только
о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития
ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех
способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть
какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен
именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с
согласия родителей или законных представителей ребенка.
Требования к структуре ООП.
ООП
определяется как программа психолого-педагогической поддержки развития,
социализации и индивидуализации развития ребенка, а не обучения.
Индивидуализация - набор парциальных программ, реализуемых в ДОО.
ООП
пишется на 1год, экспертная оценка проводится органом управления образования.
До 2015 года работаем по разработанным ранее программам.
ООП
ДОО разрабатывается с учетом Примерной ООП, а не на ее основе. На основе ООП
ДОО разрабатываются рабочие программы педагогов.
Примерная
программа - учебно-методический документ, финансируемый государством. Сейчас
перерабатываются в соответствии с ФГОС, создаются новые. Разработчики ФГОС ДО
выступают против единой программы- должна быть возможность выбора.
Примерные ООП будут опубликованы в Федеральном
реестре.
Авторы
Примерных ООП должны разработать и представить:
1)
Варианты сетки занятий;
2)
Парциальные программы;
3)
Формы планирования;
4)
Режим дня, жизнедеятельности;
5)
Методическое обеспечение;
6)
Учебный план;
7)
Мониторинг.
Готовность ДОО к введению ФГОС ДО
1)
Разработана и утверждена ООП ДОО;
2)
Нормативно-правовая база приведена в соответствие с ФГОС ДО;
3)
Должностные инструкции разработаны в соответствии с ФГОС ДО;
4)
Определен перечень парциальных программ;
5)
Разработаны локальные акты;
6)
Определена модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами;
7)
План методической работы к введению ФГОС ДО;
8)
Осуществлено повышение квалификации педагогов;
9)
Обеспечение кадровых, финансовых условий.
Уважаемые коллеги! Мною разработана анкета для педагогов по теме
ФГОС ДО.
Цель данного анкетирования: выявить представления педагогов о ФГОС ДО.
АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
1.
Что такое ФГОС ДО? Когда вступил в силу?
2.
Чем обусловлена разработка данного документа - ФГОС ДО?
3.
На каких документах основан ФГОС ДО?
1)
2)
3)
4.
Какие права граждан закрепляет ФГОС ДО?
5.
Чем отличаются ФГТ и ФГОС ДО?
1)
2)
6.
С учетом чего должны реализовывать ФГОС ДО дошкольные
образовательные
организации?
7.
Принятие стандарта приведет к росту социального статуса (укажите) :
*
- детства
*
- семей
*
- дошкольных учреждений
*
- воспитателей
8.
Как будет называться образовательная деятельность после введения ФГОС ДО:
1)
занятие
2)
НОД;
3)
игра
9.
Что позитивное, по вашему мнению, из ФГТ перешло во ФГОС ДО?
СПАСИБО
ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО