«Реализация ФГОС ДО в практике ДОУ"

05.05.2015 18:25

Сейчас основная тема - это реализация или введение ФГОС ДО в
практику работы дошкольных учреждений. Перед воспитателями встает очень много
вопросов: почему этот документ появился, как он создавался, что изменится в
нашей работе с введение ФГОС ДО. Я постаралась наиболее доступным языком для
педагогов изложить суть ФГОС ДО, а также разработала анкету для выявления
представлений педагогов о ФГОС ДО. Предлагаю вашему вниманию данный материал. Я
искренне надеюсь, что он вам пригодится.

ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт
дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные
организации обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2014 года.

Этому
предшествовала следующая работа:

1)
Приказ Минобрнауки о разработке ФГОС ДО;

2)
Создана рабочая группа в составе Асмолов, Скоролупова, Волосовец, Карабанова,
Рубцов, Собкин - люди с разными мнениями и позициями.

Что же обсуждалось рабочей группой?

-
требования к программе;

-
требования к условиям;

-
требования к результатам социализации.

Перед разработчиками возникли следующие
вопросы:

1)
Не является ли Стандарт риском для системы образования?

2)
В чем уникальность Стандарта?

3)
Каковы будут результаты?

4)
Не несет ли Стандарт возросшие финансовые обременения;

5)
Что нового принесет Стандарт в самоценную дошкольную жизнь? И др.

Чего ждут от Стандарта:

ВОСПИТАТЕЛИ

-Обеспечения
безопасности;

-Толерантного
отношения со стороны родителей;

-Снижение
документооборота;

-Больше
доступных образовательных программ;

-обучение
счету и письму должно быть в школе;

-
желание обучаться - курсы ПК

УЧИТЕЛЯ

-
ребенок должен уметь читать и писать печатными буквами;

-
послушный ребенок; т. е ребенок, подготовленный к школьному обучению

РОДИТЕЛИ

-
за раннее и ускоренное развитие;

-
за образование отвечает государство;

-
главное - здоровье детей;

-
кроме образовательной программы развитие ребенка и в других областях
(творчество)

Чем обусловлена разработка данного документа?

Два
основания для введения ФГОС ДО:

1)
Закон «Об образовании РФ»;

2)
Современная социокультурная ситуация.

ФГОС ДО основан следующих документах:

1)
Конвенция о правах ребенка;

2)
Закон об образовании РФ;

3)
Конституция РФ.

4)
Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг»

Закон об образовании РФ предусматривает :

1)
доступность и бесплатность дошкольного образования. Обеспечение дошкольного
образования - обязательно, т. к. это первый уровень общего образования и это
обязанность государства, для семьи - это право.

2)
Обнародование Стандарта в 2013 году.

3)
Введение Стандарта с 1 января 2014 года;

4)
Отмена положения о 20% стоимости оплаты за содержание ребенка в ДО;

5)
Повышение требований к воспитателям (с введением Стандарта должны появиться
педагоги нового уровня) ;

6)
Законом предусмотрено получение дошкольного образования и вне дошкольных
организаций;

7)
Закреплены права и обязанности родителей - приоритет по воспитанию за семьей.

Родители
включаются в образовательный процесс как партнеры, а не как сторонние
потребители образовательных услуг.

ФГОС
ДО закрепляет права на получение доступного и бесплатного качественного
дошкольного образования + финансовое обеспечение (место для ребенка в д/саду) .

До
2009 года действовали Временные (примерные) требования к содержанию и методам
дошкольного образования. В 2009 Приказом Минобрнауки введены ФГТ к структуре
ООП, в 2011 - к условиям реализации ООП. В 2013 году Приказом Минобрнауки №1155
о введении ФГОС ДО.

Основные понятия ФГОС ДО:

1)
Единство образовательного пространства:

-обеспечение
единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих
возможность дискриминации в сфере образования (организация консультативных
пунктов, группы кратковременного пребывания) ;

2)
образовательная среда - совокупность условий, целенаправленно создаваемых в
целях обеспечения полноты образования и развития детей (сетевое взаимодействие:
музей, школа и т. д.)

3)
развивающая предметно-пространственная среда;

4)
социальная ситуация развития.

Чем отличаются ФГТ И ФГОС ДО?

ФГТ

2
группы требований:

-
к структуре ООП;


условиям реализации ООП;

-4
направления развития;

-
10 образовательных областей;

80%-
обязательная часть программы;

20%
- вариативная

ФГОС ДО

3
группы требований


структуре ООП;


условиям реализации ООП;

-
к результатам освоения ООП

5
образовательных областей:

Физическое
развитие

Познавательное
развитие;

Художественно-эстетическое
развитие ;

-социально-коммуникативное
развитие (социально-личностное) ;

-речевое
развитие

60%-
обязательная часть программы;

40%
- вариативная

Нестандартный «Стандарт»

ФГОС
ДО

3
группы требований


структуре ООП;


условиям реализации ООП;

-
к результатам освоения ООП

В
ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия- это
социальная ситуация развития ребенка - сложившаяся система взаимодействия
ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия
созданы - Стандарт реализован.

Социальная ситуация развития предполагает три группы требований:

1)
Пространственно-временные- пространство и игрушки;

2)
Социальные- система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками

3)
Деятельностные - детские виды деятельности: двигательная, игровая,
коммуникативная, конструирование из различных материалов, изобразительная,
восприятие художественной литературы и фольклор.

Главное
условие - численность детей в группе.

Какие же требования предъявляются к условиям:

1)
Психолого-педагогические;

2)
Кадровые;

3)
Материально-технические;

4)
Финансовые;

5)
К предметно-развивающей среде.

Кадровые
условия являются главными. В связи с этим разрабатывается профессиональный
стандарт педагога. Планируется ввести к сентябрю 2014 года.

Оценка профессиональной деятельности педагога:

-
динамика развития интегративных качеств педагога;

-
положительное отношение ребенка к детскому саду;

-высокая
степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь
детского сада.

Требования к результатам освоения программы:

Основной
результат - это социализация детей.

1)
Результат социализации;

2)
Личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения.

ФГОС
ДО предусматривает 1 группу результатов- личностные (в школе предметные,
метапредметные и личностные) .

Результаты освоения программы описаны в виде
целевых ориентиров
:

*
Инициативность

*
Самостоятельность

*
Уверенность в себе

*
Воображение

*
Физическое развитие

*
Волевые усилия

*
Любознательность

*
Интерес ребенка.

Целевые
ориентиры не являются объектом оценки результатов.

Что же будет оцениваться:

1)
Педагогический процесс;

2)
Условия (социальная ситуация развития) ;

3)
Педагогические кадры.

Естественно,
что несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких
ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего
удалось достичь ребенку. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только
о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития
ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех
способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть
какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен
именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с
согласия родителей или законных представителей ребенка.

Требования к структуре ООП.

ООП
определяется как программа психолого-педагогической поддержки развития,
социализации и индивидуализации развития ребенка, а не обучения.
Индивидуализация - набор парциальных программ, реализуемых в ДОО.

ООП
пишется на 1год, экспертная оценка проводится органом управления образования.
До 2015 года работаем по разработанным ранее программам.

ООП
ДОО разрабатывается с учетом Примерной ООП, а не на ее основе. На основе ООП
ДОО разрабатываются рабочие программы педагогов.

Примерная
программа - учебно-методический документ, финансируемый государством. Сейчас
перерабатываются в соответствии с ФГОС, создаются новые. Разработчики ФГОС ДО
выступают против единой программы- должна быть возможность выбора.

Примерные ООП будут опубликованы в Федеральном
реестре
.

Авторы
Примерных ООП должны разработать и представить:

1)
Варианты сетки занятий;

2)
Парциальные программы;

3)
Формы планирования;

4)
Режим дня, жизнедеятельности;

5)
Методическое обеспечение;

6)
Учебный план;

7)
Мониторинг.

Готовность ДОО к введению ФГОС ДО

1)
Разработана и утверждена ООП ДОО;

2)
Нормативно-правовая база приведена в соответствие с ФГОС ДО;

3)
Должностные инструкции разработаны в соответствии с ФГОС ДО;

4)
Определен перечень парциальных программ;

5)
Разработаны локальные акты;

6)
Определена модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами;

7)
План методической работы к введению ФГОС ДО;

8)
Осуществлено повышение квалификации педагогов;

9)
Обеспечение кадровых, финансовых условий.

Уважаемые коллеги! Мною разработана анкета для педагогов по теме
ФГОС ДО.

Цель данного анкетирования: выявить представления педагогов о ФГОС ДО.

АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

1.
Что такое ФГОС ДО? Когда вступил в силу?

2.
Чем обусловлена разработка данного документа - ФГОС ДО?

3.
На каких документах основан ФГОС ДО?

1)

2)

3)

4.
Какие права граждан закрепляет ФГОС ДО?

5.
Чем отличаются ФГТ и ФГОС ДО?

1)

2)

6.
С учетом чего должны реализовывать ФГОС ДО дошкольные

образовательные
организации?

7.
Принятие стандарта приведет к росту социального статуса (укажите) :

*
- детства

*
- семей

*
- дошкольных учреждений

*
- воспитателей

8.
Как будет называться образовательная деятельность после введения ФГОС ДО:

1)
занятие

2)
НОД;

3)
игра

9.
Что позитивное, по вашему мнению, из ФГТ перешло во ФГОС ДО?

СПАСИБО
ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО